Год сдачи ОГЭ или ЕГЭ — это период, когда старшеклассники сталкиваются с большим стрессом и ответственностью перед важными экзаменами. Но на пути к успешным результатам важно помнить о балансе между учебой и отдыхом. Психоаналитик, член Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии Андрей Кашкаров поделился с редакцией WHOOPEE.ru советами о том, как помочь ребенку выстраивать свой день, чтобы справиться с нагрузкой, сохранить интерес к учебе и обеспечить достаточный отдых для здоровья и психологического комфорта.
Что такое «школьное выгорание»
Стрессовые ситуации воздействуют на психику человека одинаково, но у ребенка их последствия оставляют больше изменений в привычках, характере, целеполагании – интересе к учебе, и таким образом влияют на стиль повседневной жизни и реакции. И если у взрослых проблематику условно называют профессиональным выгоранием – усталостью от работы частой и длительной, особенно интеллектуальной, то ребенок, не справляющийся со «школьной нагрузкой», действительно может потерять интерес к учебе, что не пойдет на пользу ни ему, ни его социализации, ни семейным отношениям.
«Теряя интерес к учебе, школьник не становится ни плохим, ни хорошим – он находит занятия компенсационные, заместительные относительно школьного интереса. Хорошо, если это будет спорт или перспективные, развивающие хобби. Но вполне могут возникать вместо «привычке к школе» и другие, деструктивные интересы, которые вполне доступны посредством соответствующего общения очного или дистанционного. Такая родительская «головная боль» в заботе о своем ребенке нередка в наше турбулентное время, а сама проблематика – реальна», — считает Андрей Кашкаров.
Как предотвратить выгорание
Причина в том, что ребенок менее опытен и менее подготовлен к таким ситуациям в силу возраста и небольшой (относительно взрослого человека) социализации. Поэтому важно привить навыки к реакциям на усталость и стресс – для пользы самого школьника. Причем делать это лучше еще до поступления в школу. Почему в этом возрасте – потому, что до 12-13 лет основным мотивом жизни и взаимодействия с другими, в том числе обучения в школе, является интерес к новому – знаниям, опыту, освоению ранее неизвестного.
Одна из главных задач для предотвращения стресс и усталости – готовность к ним, то есть превентивные меры для сохранения энергии. Одним из действенных способов сохранить силы и энергию для учебы является длительный, здоровый сон. Которому прямо способствует правильно организованный режим дня и занятий. Для этого день и вечер организуют так, чтобы лечь спать не позже 22 часов. Все рассматриваемые вопросы индивидуальны, но по нашему опыту лучше пожертвовать ужином, чем завтраком, и после 18 часов не посещать кружки и секции дополнительного образования. Домашнее задание или сопутствующее ему обучение уместно провести с 18 до 21.30. Телевизор и «игры в смартфоне» желательно тоже исключить. Это сложно, но вполне возможно, если не сделать привычку ранее.
«Второй важный момент – не теоретизировать и не заставлять, особенно менторским тоном с привычным родителю давлением, а положительным примером. Желательно, чтобы активно в воспитании участвовали оба родителя и не спорили между собой. Таким образом важен положительный пример взрослого перед глазами ребенка. Вот один из вариантов», — рассказал психоаналитик.
Режим дня и привычки
Утром желателен ранний подъем (6-6.30) и пробежка легким темпом с правильным дыханием по методике 4-4-4-4 на 2-3 км. Затем душ, завтрак и «поход» в школу. Важно, чтобы все это делалось систематически. Подъем, умывание, активная разминка и бег с папой – таков вполне реальный вариант. Зачем? Ранее пробуждение утром дает больший заряд энергии, чем сон «вплоть до школы», подготовленный таким образом школьник значительнее стрессоустойчив, активен и способен на многое в решении не только физических, но и, главное, интеллектуальных, задач. Главное – не время, а сама двигательная (физическая) активность. Все это наряду с «правильным» регулярным питанием.
«Критики и оппоненты могут заявить, мол, каждому организму требуется свое, и нечего «ломать» (перестраивать) детский организм, уже привыкший к определенному укладу. И да, и нет. Да, потому, что привычка является существенным фактором влияния, а в данном случае еще и удобна ребенку – можно «лениться». Но ведь привычки можно менять, опять же главное перспективное значение имеет позиция родителя, его прерогативы в жизни и привычки. То есть речь опять же о примере», — считает Кашкаров.
В выходные дни обязательны культурные познавательные мероприятия, выезд на природу, в целом ориентация на положительные эмоции и… удивление. Все для того, чтобы создать положительный психо-эмоциональный фон – как зарядку на предстоящую неделю обучения – для этого необходимо удивлять и радовать.
Итоги
Итак, краткие итоги:
- Здоровый образ жизни родителей, психологический комфортный фон в семье;
- Спланированный и стабильно соблюдаемый режим дня;
- Здоровый ночной сон и возможный кратковременный дневной сон;
- Отсутствие или значительное ограничение телевизора и «занятий» со смартфоном;
- Контроль родителями выполнения домашних заданий и обязательно – ежедневные доверительные беседы (рассказы о себе – о своих школьных годах), разговоры о том, что волнует ребенка – в формате посильной скрытой психологической помощи.