Во времена Советского Союза латышская певица Лайма Вайкуле стала популярной артисткой и завоевала сердца миллионов поклонников. Она выступала на конкурсах, появлялась по ТВ, участвовала в мероприятиях «Песня года», а ее концерты собирали полные залы. Даже после развала СССР она оставалась на высоте, хотя жила уже в Латвии. После начала СВО Вайкуле стала высказываться о прошлом так, будто ничего общего с россиянами у нее нет и не было, и будто не они сделали ей карьеру.
Сначала Вайкуле удивила странным заявлением. По ее словам, будто именно она вместе с Аллой Пугачевой кормила весь СССР, а не наоборот. Затем она поддержала решение латвийских властей о сносе памятника советскому солдату, игнорируя свое участие в прошлом в мероприятиях, посвященных Дню Победы.
Она внезапно вспомнила о своем дяде-нацисте, который служил в прибалтийском легионе СС во время Великой Отечественной войны. Раньше она старалась лишний раз не упоминать его по понятным причинам. Последней каплей стали ее слова о том, что у русских «плохая генетика».

Российские пользователи выразили недовольство такой вседозволенностью со стороны певицы, которую никто не трогает.
Представитель МИД России Мария Захарова назвала ее «неадекватной», а активисты из народа предложили запретить ей въезд в Россию.
В это сложно поверить, но такая реакция россиян стала неожиданностью для Вайкуле. Она удивляется, что некоторые знакомые из России перестали с ней общаться и занесли ее в черный список.
«Я уже столько наговорила. У меня есть знакомые, которые бойкот мне устроили. Я в черном списке. Они не понимают, что происходит: кто плохой, кто хороший. Они сейчас не берут трубку. Как в детском саду: «Ты забрал куклу, а с тобой не разговаривает подружка», — заявила Вайкуле.